10 Фев
2015
Мыс Крильон

Автор Опубликовано в Туризм Прочитано 3038 раз
Оцените материал
(3 голосов)

1

Сахалин – во многом уникальное место, и не только благодаря живописной и зачастую экзотической природе, но и в связи с тем, что на острове немало мест, где на локализованных, ограниченных территориях сконцентрировано обилие культурно-исторических памятников. Данные особенности напрямую связаны с достаточно насыщенной и богатой историей острова, спецификой культурного освоения региона, уникальностью географического расположения Сахалина. Сочетание указанных особенностей со своеобразием геофизического строения острова, и в частности прибрежных зон, труднопроходимость ряда направлений, связывающих населенные пункты, промышленные объекты и места дислокации военных структур.

Одним из самых экстремальных туров является поездка на мыс Крильон по западному побережью острова.

 

Мыс Крильон – это самая крайняя южная точка полуострова Крильона и острова Сахалина. Название мысу было дано в честь французского военачальника Луи-Бальбеса де Крильона великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом в 1986 - 1987 гг. Луи́ де Бальбе́с де Берто́н де (1543-2 декабря 1615) — один из наиболее известных французских военачальников XVI века, которого Генрих IV называл смелым из смелых.

С севера мыс соединён узким, но высоким обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке - заливом Анива Охотского моря, с юга - проливом Лаперуза, разделяющим острова Сахалин и Хоккайдо.

Долгое время территория полуострова представляла собой перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. Крильон в прошлом являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв «обсидиановых троп» - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.

Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман, частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф. Лаперуз во время своей экспедиции не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Столкнувшись на севере с мелководьем и посчитав остров полуостровом, он прошел на юг и встал на якорную стоянку близ мыса Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды, направил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г. Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоя­щего времени - Монерон, Крильон, Жонкъер.

Крильон ввиду своей географической близости долгое время находился под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу, он был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских браконьеров. Так продолжалось вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг.

С конца 1980-х гг. поездки на мыс Крильон стали регулярными. Эти места всегда манили любителей путешествий, внедорожья и истории Сахалина. Именно в мае на Крильоне собирается больше всего экипажей джип-клубов Сахалина на ставший уже традиционным марш-бросок, главная цель которого - возложение венков к памятнику воинам, павшим при освобождении Сахалина и Курильских островов.

5

МАРШРУТ: г. Южно-Сахалинск – г. Невельск - с. Шебунино - мыс Виндис - мыс Кузнецова - мыс Крильон – г. Невельск - г. Южно-Сахалинск.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАРШРУТА: г. Южно-Сахалинск - мыс Кузнецова – мыс Крильон – 200 км

СЕЗОН: с июля по октябрь, так как в эти месяцы преобладают наиболее высокие температуры, Возможна организация тура в другое время года по запросу туристов (при этом движение по маршруту осуществляется специально подготовленными внедорожными средствами в составе не менее 3 автомобилей).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ. Для автотуров от 3-х дней. По желанию туристов возможно длительное пребывание на одном из пунктов маршрута.

Участникам тура при себе желательно иметь не продуваемую ветровку с капюшоном, сменные обувь, носки, нижнее белье, средство от насекомых, полотенце - для желающих искупаться.

ФЛОРА И ФАУНА. По маршруту преобладает природа прибрежной полосы, типичная для Сахалина. По пути к мысу Крильону можно встретить немало представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу (например, сахалинскую кабаргу, белоспинного альбатроса, египетскую цаплю, дальневосточного аиста, аралию, гортензию черешчатую, кардиокринум Глена и др.).

7

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И УНИКАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

Мыс Крильон по праву может быть назван музеем под открытым небом. Студенты профессора СахГУ А.А. Василевского в трёхстах метрах от мыса Крильон обнаружили стоянку людей, живших здесь семь тысяч лет назад. Найдены черепки посуды Чжурчжэни (Чжурчжэни — племена, населявшие в X—XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы. Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 - 1234 год.), дальневосточной империи погибшей от воинов Чингисхана, примерно в трёх километрах от мыса, на террасе у речки Пекарни, найдены остатки крепости, известной у археологов как Крильонское городище, или Сирануси.

Возведение маяка на мысе Крильон было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.
В начале 90-х годов XIX века назрела необходимость строительства новых маяков и створных знаков на Сахалине. С одной стороны, это было вызвано появлением новых усовершенствованных маячных систем, а с другой - плачевным состоянием сахалинских маяков. В Главном Гидрографическом Управлении в Санкт-Петербурге был разработан "План производства маячных работ в Восточном океане", рассчитанный на 1892-1897 годы.

Был заключен контракт с французской фирмой "Барбье ет Бенард", зарекомендовавшей себя настолько блестяще, что даже известная своими морскими приоритетами Англия закупала ее осветительные аппараты для маяков. Они состояли из одной керосинокалильной горелки (вместо 15-ти масляных на старых системах) и давала пучок света силой в 150000 свечей вместо нескольких сотен на старых. Свет горелки фокусировался в линзе диаметром до 1,5 метра, состоящей из нескольких рядов стеклянных колец, оправленных в бронзовый каркас.
Работы по строительству новых маяков начались в 1894 году. 7 августа из привезенного из Японии кирпича началось возведения нового Крильонского маяка. Решение строить маяк из красного кирпича инженер-полковник К.И.Леопольд, руководивший работами, объяснял особенностями местности: если смотреть на маяк с моря, то он сливается с небом, поэтому необходимо было сделать его более выделяющимся.

К 1 августа 1896 года на Крильонском маяке были закончены установка и регулировка осветительного аппарата. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон была смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем производства английской фирмы "Кантер, Харл и К". Она предназначалась для подачи "туманных сигналов" продолжительностью 5 секунд с интервалами в 100 секунд. Рядом со зданием сирены размещались специальная сигнальная пушка образца 1867 года.
В истории Крильонского маяка было немало замечательных событий, одним из которых было посещение маяка знаменитым русским исследователем и мореплавателем адмиралом С.О.Макаровым.
22 сентября 1895 г. в вахтенном журнале Крильонского маяка смотрителем Р.Шульгановичем была сделана запись: "К маяку прибыл крейсер "Корнилов". Посетивший маяк контр-адмирал Макаров распорядился установить футшток. На W стороне выбита вековая марка". Сохранившиеся остатки вековой марки сегодня являются единственным свидетельством посещения острова Сахалин С.О.Макаровы

 

Мыс Крильон наблюдал А.П. Чехов с борта парохода «Байкал» во время сахалинского путешествия в 1890 году.

На территории мыса мы можем встретить остатки японского и советского укрепрайона (доты, сеть подземных ходов, предназначенных для обороны южных рубежей острова), здания из красного японского кирпича еще царской постройки, здесь также расположена действующая войсковая и пограничная части, метеостанция весьма оригинальной постройки (здание с водозабором дождевой воды). Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года, осуществляя метеорологические и морские прибрежные наблюдения.

 

 

11

Мыс Виндис (г. Коврижка) своей формой напоминает торт с отвесно обрывающимися во все стороны стенками. Узкий перешеек соединяет его с берегом. Название переводится с айнского языка как «скверное жилище». Скверными, нехорошими айны называли мысы, которые опасно было объезжать на лодке и приходилось обходить по берегу. За трапециевидную форму мыс также называют Коврижкой. На его плоской вершине (высота 78 м) было найдено несколько археологических стоянок древнего человека. Забраться на вершину горы можно только по ее восточному, заросшему разнотравьем склону, используя канат, расположенный там же.

2

Мыс Кузнецова - государственный зоологический памятник природы регионального значения, основанный в 1986 году. Название мыс получил в честь капитана 1-го ранга Д.И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 году для охраны российских границ.

Мыс расположен на юго-западном побережье полуострова Крильон. Рельеф памятника представлен выровненной платообразной поверхностью и морскими обрывистыми берега ми. С 1857 года для охраны окраин России на Дальний Восток посылались отряды судов Тихого океана. Первым отрядом командовал капитан Д.И. Кузнецов, в честь которого и был назван мыс. На юге он оканчивается скалой, напоминающей лицо человека в профиль. В центральной части мыса на самой его оконечности стоит маяк «Кузнецова», построенный японцами в 1914 году. Раньше мыс и бухта назывались Сони, что в переводе с айнского означает столбчатые камни или рифы и отражает особенности данного места. На мысе находится лежбище нерп, а также большая колония морских птиц - бакланов, чаек, чистиковых.

Подводный мир мыса очень красив и интересен, во многом схож с островом Монероном. Мыс представляет наибольшую ценность в орнитологическом отношении: по восточному и западному побережью проходят главные миграционные пути птиц. На почти безлесных склонах морских террас гнездятся бакланы, сокол, чайки, кайры, ястреб. Здесь отмечены редчайшие виды птиц, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: японский журавль, рогатая камышница, зеленый голубь, японский скворец, мандаринка, средняя белая цапля, японская белоглазка, красноногий погоныш, сокол сапсан, перепел японский и др.

Если подняться на Кузнецовское плато в хорошую погоду можно увидеть Японию: высокий конус острова-вулкана Рисири, остров Ребун, остров Хоккайдо.

8

Водопады мыса Замирайлова Голова. Мыс Замирайлова Голова - длинный и узкий, соединенный с сушей вытянутой песчаной перемычкой высотой 25-29 м. В самой нижней отметке этого района находятся два водопада высотой 25 и 28 м (в 1,5 км к северу от устья реки Замирайловки).

4

Старый корабль. К осени 1947 г. пароход серии "Либерти" по названием "Луга" подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать "Лугу" поручили пароходу "Петр Чайковский". Но упустили время. Буксировку начали в конце октября. И опять же по роковому стечению обстоятельств "Петр Чайковский" и "Луга" были подхвачены свирепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался, и беспомощную "Лугу" выбросило на мыс Крильон. Повреждения были настолько большие, что снимать ее больше не пытались.

Пароход серии «Либерти» — тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.
Новый проект, вначале известный как EC2 (Emergency Cargo, type 2), или «проект по закону о гражданских судах на военной службе» (Merchant Marine Act design), стал называться «Либерти» (Свобода) после того, как президент Рузвельт объявил 27 сентября 1941 года — день спуска на воду первых 14 судов — «днём флота свободы» (Liberty Fleet Day). Первый «Либерти», SS Patrick Henry, был назван в память американского революционера Патрика Генри (1736—1799), вошедшего в историю с фразой «Дайте свободу или дайте смерть!»
В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941—1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд — заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
Вместимость «Либерти» могла достигать:
2840 джипов
525 бронеавтомобили М8 или 525 санитарных фургонов
440 легких или 260 средних танков.

10

В  музее Сан-Франциско есть  единственный в мире целиком сохранившийся транспортник серии.

Либерти

«Вековая марка» (выбита на прибрежной скале близ мыса Крильона) - культурный объект, связанный с именем знаменитого адмирала С.О. Макарова (22 сентября 1895 года он посетил Крильонский маяк, где была установлена рейка с делениями - футшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза). Под надписью «Вековая марка» было выбито семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх. Данные обрабатывались маячником и отправлялись в Петербург. Макаровская метка расположена на скалах основания мыса Крильона, приблизительно в 250 метрах от маяка. В настоящее время из надписи «Вековая марка» сохранилось только слово марка. Сегодня сооружена новая современная рейка из железа.

3

Камень Опасности. Скала, расположенная в 14 км к юго- востоку от мыса Крильона - крайней южной точки острова Сахалина - в проливе Лаперуза. Представляет собой небольшую группу голых, лишенных растительности камней. Длина около 150 м, ширина около 50 м, высота 7,9 м. Для европейцев её открыла в августе 1787 года экспедиция Лаперуза, который и назвал скалу Опасная (фр. La Dangereuse), так как она сильно затрудняла движение судов по проливу Лаперуза, что усугублялось частыми туманами в летнее время. Для избежания столкновения на кораблях выставлялись матросы, обязанностью которых было прислушиваться к рёву сивучей, находящихся на Камне Опасности. В 1913 году на скале была возведена бетонная башня с автономным маяком высотой 18 м, рядом с ней установлен туманный колокол.

6

Город Невельск. Ранее на месте Невельска располагались айнские поселения Понто-Кэси, что в переводе означает «на краю озера (света)», и Турумай. Японское название города - Хонто - происходит от айнского Понто-Кэси. Селение под именем Хонто (от айнского роп «маленький», to «озеро» - «маленькое озеро»), между заключением Симодского (1855) и Петербургского договоров об обмене Южного Сахалина на 18 Курильских островов (1875), было под двойным русско-японским управлением.

С 1905 по 1945 годы Хонто находился в составе японского губернаторства Карафуто.

В 1945 году, после освобождения от японских милитаристов, Хонто вошел в состав РСФСР. 5 июня 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории Сахалинской области было образовано 14 районов, в том числе и Невельский, с центром в городе Невельске. Хонто был переименован в Невельск в честь российского исследователя Дальнего Востока адмирала Г.И. Невельского.

12

13

На сайте использованы материалы туристского путеводителя: "Путешествуя по родному краю: экскурсионные маршруты и туры по острову Сахалину" под ред. С.С. Шарова.-Южно-Сахалинск:Изд-во ИРОСО 2014.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">+79147401470 Анастасия

Последнее изменение Четверг, 03 Сентябрь 2015 14:51
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии